В вопросе возникновения мифологического образа культурного героя можно отметить две основные тенденции. Первая утверждает происхождение данного персонажа от антропоморфного верховного божества, выполняющего некогда функции творца, а затем (с появлением фигур более высокого ранга или в результате «загрязнения» образа бога) превратившегося в добытчика практических благ и духовных премудростей цивилизации. Другая выводит культурного героя из зооморфного предка, эволюционирующго в сторону всё большего антропоморфизма. Материалы по сибирскому шаманизму подтверждают именно эту версию. В антропогонических мифах присутствуют преимущественно тотемические мотивы и, как правило, тотемный предок — обязательно даритель всех тех достижений и знаний (в том числе шаманского искусства), которыми обладают представители данного рода.
Статья из журнала «Религиоведение».